Н.И. Запрудский
Ориентирововчная карта
для проектирования урока
1.Выберите и запишите тему урока , класс, уровень обучения
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Проведите диагностику
Комплексное изучение, прояснение всех обстоятельств развертывания образовательного процесса на предстоящем уроке. Оно должно быть направлено на выяснение:
а) благоприятных и неблагоприятных факторов и условий, которые будут (соответственно) способствовать и препятствовать достижения цели;
б) причин успехов и неудач предыдущего урока;
в) достигнутых уровней обученности и личностного развития учащихся;
г) своих сил и возможностей обеспечить высокую результативность урока.
Напишите, в каких условиях будет проводится урок, к проектированию которого вы приступаете __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку
Напишите, какие нормативные и методические требования нужно будет учесть при проектировании и проведении занятия______________________________________________________________________
4. Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков
Запишите________________________________________________________________
5. Определите обучающую цель и отберите учебное содержание
Обучающую цель, пожалуйста, сформулируйте одним из предложенных ниже способов:
1. Обучающая цель урока: владение учащимися следующими умениями...
2. Обучающая цель урока: предполагается (или планируется), что к окончанию урока ученики будут уметь... (далее перечисляются соответствующие действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между… и т.п.).
3. Обучающая цель урока: планируется, что на выходе с урока учащиеся смогут верно выполнить следующий тест (и далее этот тест или ссылка на место его нахождения: книга, приложение).
Запишите обучающую цель урока:________________________________________________________
Перечислите основное учебное содержание урока:___________________________________________
6. Установите задачи личностного развития учащихся и с планируйте ситуации развивающего типа
Задачи удобно формулировать на основе следующей схемы:
- Клише =============> Разрывы
- Содействовать…. =============> Разрывы
- Способствовать…. =============> Разрывы
- Создать условия…. =============> Разрывы
- Организовать ситуацию… =============> Разрывы
Ножницы символизируют противоречия между идеальным представлением о выпускнике школы и реальными уровнями воспитания и развития учащихся.
Запишите задачи: ______________________________________________________________________
Решение задач воспитания и развития достигается введением в урок деятельностного содержания образования, то есть организацией соответствующих ситуаций, например:
для формирования умений диалога на уроке нужны диалоги;
для воспитания рефлексивных способностей организуются рефлексивные паузы;
для выработки учениками ценностного отношения к историческому факту на уроке необходима ситуация выработки этого отношения и т.п.
Напишите соответствующие развивающие и воспитывающие ситуации для вашего урока ________________________________________________________________________________________________
7. Спрогнозируйте предстоящее занятие
К данному этапу уже осуществлена диагностика предстоящего урока, определено его место в блоке уроков, в первом приближении определены цель и задачи воспитания и развития учащихся, учебное и деятельностное содержания образования. Теперь важно осуществить прогноз в отношении будущего урока, то есть «проиграть» различные варианты проведения урока, выбрать среди них такой, который обеспечит наибольший образовательный эффект, достижение цели при оптимальных результатах времени и усилий учителя и учащихся. При этом учитель обращается к уже сложившимся моделям проведения урока, известным ему технологиям или конструирует новые технологические решения. В качестве критериев выбора варианта могут быть использованы следующие:
- учитывает ли этот вариант продуктогенные и отрицательные факторы?
- позволит ли этот вариант достичь цели за 45 минут урока?
- позволяет ли данный вариант учесть индивидуальные особенности учащихся?
- будут ли активны учащиеся?
- имеются ли соответствующие средства обучения?
- смогу ли я в конце урока видеть, достигнута ли цель урока? и др.
Прогнозирование позволяет внести возможные коррективы в цели, задачи и содержание урока.
8. Определите последовательность и спланируйте результаты этапов урока
Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя (табл.):
Название и продолжительность этапа | Ожидаемый результат | Задачи учителя |
Диагностический (8 мин.) | Осведомленность учащихся и учителя об успехах и характере выявленных пробелов | Организовать выполнение учащимися контрольных заданий Организовать самоконтроль и самооценку по предложенным эталонам |
Составьте такую же таблицу для вашего урока:
10. Примите решение о методах и формах
Самоопределение педагога в отношении этапов урока, их продолжительности и планируемых результатов позволяет перейти к выбору методов и форм обучения.
Эти методы вносятся в технологическую карту предстоящего урока. Тем самым определяется содержание и характер деятельности учащихся и управляющей деятельности учителя.
Укажите методы работы учителя и учащихся для каждого из этапов будущего урока: ______________________________________________________________________________________________
Методы имеют внешнее выражение (оформление) в формах обучения
-индивидуальная,
-в парах,
- групповая,
-коллективная,
-фронтальная.
В формах организации обучения
- лекция,
- семинар,
- экскурсия,
- практикум и т.п.
Выбор форм обуславливается целями и задачами урока, а также избранными методами.
Запишите избранные вами формы работы (по этапам):________________________________________________________________________________________
8.Подберите средства обучения
Для отбора средств обучения рекомендуется иметь в виду следующие детерминанты: цель и задачи урока, содержание, методы обучения и особенности учащихся класса. Покажем это на примерах:
- если, например, стоит задача «содействовать развитию креативных способностей учащихся», в качества средства следует использовать открытые задания и вопросы; если цель «умение строить графики линейной функции», то средство – соответствующие упражнения;
- для овладения учащимися деятельностным содержанием на уроке необходимы соответствующие ситуации развивающего типа, по сути, являющиеся средствами: если содержание – умение делать выбор, применяются ситуации выбора, если содержание – умение планировать работу, то средством является ситуация планирования своей деятельности;
- каждый метод поддерживается (сопровождается) соответствующими средствами: метод работы с книгой – нужны книга, вопросы, задания учащимся; метод демонстрации – применяются соответствующие наглядные пособия, оборудование для постановки опытов и т.п.;
- при принятии решения о том, какие средства будут использоваться на уроке, важно учитывать, умеют ли учащиеся пользоваться тем или иным средством.
Таким образом, следуя пониманию урока как системы, средство нужно отбирать сообразно, согласно другим компонентам системы «урок».
Представьте избранный вами список средств обучения (для каждого этапа):___________________________
10. Составьте технологическую карту (ТК) урока
В ТК включаются:
1. тема урока,
2. обучающая цель,
3.задачи воспитания, развития учащихся и
4.(для каждого этапа): название и продолжительность, ожидаемый результат, задачи учителя, содержание деятельности учащихся, содержание деятельности учителя, средства обучения.
ТК может быть представлена а) текстом, б) таблицей, в) текстом в сочетании с таблицей.
Технологическую карту представьте на листах А3 и (или) на компьютере.
11. Оцените разработанный урок через призму признаков его эффективности
№ | Характеристики проекта урока | Да | Нет |
1. | Осуществил(а) ли я диагностику предстоящего урока | | |
2. | Взаимообусловлены ли все компоненты урока | | |
3. | Диагностично ли сформулирована обучающая цель | | |
4. | Исходят ли сформулированные мною задачи воспитания и развития учащихся из противоречия между идеальным представлеем об ученике и реальными проблемами в воспитании и развитии учащихся | | |
5. | Ориентирован ли мой урок на гармоничное развитие учащихся | | |
6. | Владею ли я учебным материалом урока | | |
7. | Опирается ли дидактическая конструкция урока на обоснованные педагогикой принципы | | |
8. | Предполагается ли опора на достигнутый учащимися уровень обученности и их субъектный опыт? | | |
9. | Программируется ли посильная и напряженная работа учащихся на уроке? | | |
10. | Рационально ли мною отбораны дидактические средства? | | |
11. | Предполгается ли дифференцированный подход к учащимся? | | |
12. | Будет ли на уроке сотрудничество, партнерство учителя и учащихся? | | |
13. | Предпоалагется ли обратная связь? | | |
14. | Будет ли эффективно использоваться каждая минута урока? | | |
Если необходимо, внесите в проект соответствующие коррективы.